Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Художники
Русский художник, мастер живописи и реставрации.
Родился в Москве 2 (14) января 1893 в семье аптекаря. С 1911 учился на физико-математическом факультете Московского университета, попутно (в 1913-1914) посещая студию В.Н. Мешкова. В 1914-1917 занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества, в частности у А.Е. Архипова и К.А. Коровина. Был одним из активных членов АХРР.

В 1932-1933 по приглашению А.М. Горького побывал в Италии. Жил в Москве. Восторженно почитал старых итальянских, голландских и фламандских мастеров, чему способствовал его огромный опыт музейного реставратора (работал в Центральных реставрационных мастерских, 1924-1927, а в 1926-1931 заведовал соответствующей мастерской Музея изобразительных искусств).

Будучи "воинствующим реалистом", настроенным к арт-авангарду крайне негативно, противопоставлял ему манеру, основанную на детальной имитации живописной классики. Так, образы Ренессанса и барокко - совмещенные с впечатлениями от творческих командировок или современного артистического быта - претворялись в живописный цикл Рыбы Баренцева моря (1931-1934), в картины Вакханалия (1934), Старатели пишут творцу Великой Конституции (1937), Спор об искусстве (1946; все три работы - Русский музей), Колхозное стадо (1948, Музей изобразительных искусств, Оренбург; Сталинская премия 1949), Возвращение с охоты (1948, Третьяковская галерея) и др., всем им присуща натюрмортно-дотошная детализация предметных и телесных фактур, порою обретающая (как в пародийно-эротической Вакханалии с портретами друзей-художников или бурном Споре об искусстве, что происходит в студии, загроможденной антиквариатом) почти сюрреальный оттенок. Часто выступал как салонного толка портретист (Арфистка В.Г. Дулова, 1934, частное собрание, Москва; и др.) и мастер пейзажа "в старинном вкусе" (виды Сорренто, 1933).

В 1938-1939 и 1949-1950 занимал пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Закрепил свой высокий официальный статус героическими портретами периода Второй мировой войны (Герой Советского Союза В.Н. Яковлев, 1941; Партизан, 1942; оба портрета в Третьяковской галерее; Сталинская премия 1943). Однако его конный портрет маршала Г.К. Жукова - на фоне пылающих берлинских руин (1945-1946, Музей блокады Ленинграда) - вышел чересчур патетическим, как бы ущемляющим авторитет генералиссимуса, и был запрещен для показа.

Мастер активно выступал и как педагог (преподавал с 1918 в Свободных художественных мастерских, Институте имени В.И. Сурикова и других училищах).
Обращался к литературе, написав в 1930-е годы автобиографическую повесть Фрол Скопин (опубликована в его посмертной очерковой книге Мое призвание, 1963). А также О живописи, 1951; О великих русских художниках, 1952; Художники, реставраторы, антиквары, 1966. Последней крупной работой Яковлева было руководство (вместе с П.П. Соколовым-Скаля) реставрацией Севастопольской панорамы Ф.А. Рубо (с 1952).

Умер Яковлев в Москве 29 июня 1953.
Яковлев Василий Николаевич (1893-1953)