Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Художники
Оставить заявку на работы художника
Если взглянуть на биографию К.Ф. Власовой, то можно заметить один замечательный факт: эта художница — участник многочисленных выставок, человек, не мыслящий себя без постоянной работы над картинами, совершенствованием мастерства и души. Совсем еще маленькой девочкой она полюбила рисовать и могла за этим занятием проводить долгие часы. Ее родители Филипп Степанович и Софья Владимировна, заметив тягу к искусству, поддержали дочь и помогли ей выбрать профессию, которая определила всю дальнейшую жизнь.

Клара Филипповна родилась 28 января 1926 года в Москве и жила в коммунальной квартире на улице Горького, в доме рядом с Моссоветом. Из окон общей кухни были видны башни Кремля. Свои летние каникулы девочка проводила у деда по материнской линии в городе Горьком.

В десять лет она поступила в детскую изостудию при Центральном доме художественного воспитания детей им. А.С. Бубнова, которая размещалась в Госцентюзе [1] . Там [2] работали профессиональные художники, окончившие ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, Клара Власова училась у Евгении Емельяновны Рожковой [3] . В 1935 году ЦДХВД организовал Первый всероссийский конкурс детского рисунка, в 1937 году Клара Филипповна стала участницей этого конкурса и получила первую премию.

В 1939 году на Каляевской улице в доме № 32 для системного воспитания молодых художников открывается Московская средняя художественная школа [4] . Все лето юная художница готовилась к поступлению, и уже на этом этапе каждодневный труд стал крепким фундаментом для будущей творческой работы. Успешно сдав экзамены, она стала ученицей первого набора этой легендарной школы.

В первый набор школы поступили ребята из разных уголков нашей необъятной страны — это были талантливейшие дети, которые попали в школу по одному критерию — дарование, при этом не только не будучи ничьими протеже, но и зачастую не имея самых элементарных средств к существованию. Так, Клара Филипповна вспоминает своего друга Валю Пурыгина из небольшого села в Саратовской области: «Когда Валя пришел к нам в класс, он почему-то сел молча на пол и тут же стал рисовать. Мы сначала фыркнули, подумав о странном поведении деревенского мальчишки, но, когда посмотрели, как он рисует, в том числе справляется с объемом фигур, мы его зауважали. Вместе с тем у Вали действительно совсем не было денег, и он ходил весь год в одной одежде, стирая ее в бане, куда заходил мыться, и тут же еще мокрую одевал, высушивая на себе, даже возвращаясь домой в лютый мороз. Уже после окончания института у него диагностировали каверну легких — результат бедствования в детстве и юности». В первом выпуске вместе с Кларой Филипповной учились Альберт Папикян [5] , Виктор Иванов [6] , Гелий Коржев [7] , Петр Оссовский [8] , Сергей Ткачев [9] и другие.

Ее одноклассник Люциан Шитов вел дневник и оставил массу воспоминаний о своих друзьях в годы учебы, о том, как занимались и как ездили на этюды, давал профессиональные оценки своим юным коллегам и, конечно, не обошел стороной Клару Власову: «Скромная, крохотного росточка, она отличилась в прошлом году на втором по счету натюрморте. Быстро вместе с другими девочками — Натаповой и Колобаевой — выдвинулась в лидеры. С каждой постановкой совершенствуется. Техника у нее занятная — пишет разноцветными козявками-мазочками. Импрессионист, да и только!» В школе Клара получила прозвище от одноклассников — Тонко И Интересно По Цвету, так как каждый преподаватель, подходивший во время занятий к ее мольберту, произносил именно эту фразу.

Но эта счастливая жизнь, полная открытий и любви к искусству, чуть не была прервана 22 июня 1941 года — началась Великая Отечественная война. К.Ф. Власова рассказывает про этот день, как вместе с подругой они заняли призовые места на соревнованиях по фехтованию, а выйдя на улицу из ЦПКиО им. Горького, услышали объявление о начале войны, которое читал В.М. Молотов.

О том, что школа будет эвакуирована, детям объявил директор Николай Августович Карренберг [10] . Клара Филипповна уезжала в первой группе эвакуируемых.
«...Подогнали к школе троллейбус третьего маршрута, и он отвез нас на Казанский вокзал. Мы все считали, что едем в пионерлагерь, поэтому многие не взяли с собой теплые вещи, а только этюдники, краски и другие принадлежности для занятий» [11] .

Дети ехали несколько дней на поезде в неизвестное, директор школы прилагал все усилия для того, чтобы найти место для учеников. В Уфе и Стерлитамаке школу разместить не смогли, и пристанищем стало село Воскресенское, районный центр Башкирской АССР. Местные жители встретили детей хлебом с солью — село было русское, старообрядческое, и многие устои и традиции были сохранены. «Наскоро разместившись, мы сразу, до начала занятий в школе, начали помогать местному населению чем могли: чинили плотину для здешней фабрики, участвовали в сельхозработах, заготавливали на зиму дрова. Уже было ясно, что такая война скоро не закончится» [12] .

Учеба в эвакуации началась в конце осени 1941 года с большим трудом. Не было красок, холстов, бумаги, мольбертов и т. д. Часть педагогов ушли на фронт, и пришлось заново формировать состав учителей по общеобразовательным предметам [13] .

Детям хотелось домой, к родным, было тяжело — жили впроголодь, ходили в лаптях, онучах, меняли свои личные вещи на еду, дров не хватало, и спали в одежде. Но преподаватели всеми силами старались воодушевить своих учеников, рассказывая голодным полураздетым детям о том, как хорошо они будут жить после победы, что школа после войны обязательно станет лицеем наподобие Пушкинского, и все они будут ходить в красивой лицейской форме. Война шла, а учителя продолжали опираться на гуманистические традиции, воспитывать в своих учениках прекрасное, рассказывая о великих художниках.














Власова Клара Филипповна (г.р. 1926)
Клара Филипповна тяжело заболела, и к ней приехала мама, которая сняла в деревне комнату и устроилась на работу в школьную столовую, чтобы быть рядом с дочкой.

В 1943 году школа вернулась в Москву. «Мы были так счастливы, что готовы были целовать тротуары Москвы» — и два старших класса без экзаменов приняли в Суриковский институт, это был единственный случай за все существование института: « ...за военное время мы получили большой навык жизни среди жизни… Москвичи рисуют натюрморт, модель там обнаженную. Но настоящую жизнь многие тогда не знали». В МГХИ Клара Филипповна училась у педагогов Н.Х. Максимова, В.В. Фаворской, В.В. Почиталова. Институтом руководил Сергей Васильевич Герасимов, Клара Филипповна очень хотела попасть в его мастерскую. Когда пришло время распределения по мастерским, про нее забыли, и тогда девушка решила, что будет заниматься самостоятельно, так как все учащиеся были направлены на практику в музей. Однажды, когда она писала акварелью слепок со статуи Давида работы Микеланджело в ГМИИ им. А.С. Пушкина, педагог по живописи Н.Х. Максимов обратил на нее внимание С.В. Герасимова, и К.Ф. Власова была зачислена в его мастерскую.

Летом 1945 года состоялась выставка студенческих и дипломных работ, на которой была представлена картина К.Ф. Власовой «Симфонический оркестр». Критики отмечали эту работу как произведение сложившегося мастера.













[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
«На диплом мне утвердили тему, связанную с Волгой, — «Приезд комсомольцев на восстановление Сталинграда». К сожалению, работа эта утрачена — она осталась в собственности института, не знаю, какая судьба ее постигла. Но у меня до сих пор дома хранится открытка с репродукцией».

После окончания Суриковского института в 1950 году К.Ф. Власова была распределена с несколькими однокурсниками на восстановление ВДНХ, писать центральное панно в главном павильоне Таджикистана. Площадь панно составляла 18 квадратных метров. «У начальников таджикского павильона были разногласия, потому что на первом плане надо рисовать передовиков, а передовики все время меняются! И директор павильона требовал, чтобы у передовицы были полные ноги, а методист — чтоб худые. В конце концов нас послали в Таджикистан...» Эта поездка сыграла важную роль в творческой жизни художницы.














[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
Клара Филипповна много ездила по стране — в Сибирь, на Крайний Север, в Таджикистан, Киргизию, Узбекистан, Казахстан. В поездках она всегда хотела поближе узнать традиции и культуру местного населения, поэтому часто посещала горные селения, местные базары, ярмарки, участвовала в народных праздниках, изучала быт жителей республики. В картинах, созданных под влиянием этих поездок, появляется необычная декоративность, национальный колорит становится основой цветового решения. В это время она выбирает интимно-лирические темы для своих работ — материнство, детство, семейное счастье.

С 1952 года К.Ф. Власова регулярно участвовала в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1953 году К.Ф. Власову приняли в Союз художников СССР. В 1960 году Клара Филипповна стала членом Московского союза художников.

В 1950-е годы Клара Филипповна создает серию лирических работ: ее знаменитая «Наташка» (1952 г., к. м.) — портрет девочки, где в блеске глаз, в уголках улыбки пойман тот самый миг эмоций, который как нельзя лучше передает характер человека; «Весна» — освещенные первыми теплыми лучиками солнца две подруги-школьницы, усердно готовящиеся к урокам на фоне пробивающейся травы и тающего снега. Бульвар?

В 1968 году она начинает путешествовать по Дагестану. И жизнь связала ее с этой частью нашей страны навсегда, когда Клара Филипповна вышла замуж за художника Омара Ибрагимовича Ефимова. Она часто ездила в Дагестан, вдохновляясь живописностью и местным колоритом, плодотворно работала. В картинах, посвященных Дагестану, привлекают взгляд величественная красота спускающихся террасами горных селений, многоцветие, своеобразная архитектура и быт.













[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
Клара Филипповна влюбилась в этот край и приобрела старинный дом, который был построен в 1911 году в аварском селе Чох: «Когда я его увидела, я подумала, что буду здесь жить и работать. Мне интересен быт, и люди доброжелательные. Когда я вошла в этот дом, я обомлела. Он был расписан местным художником. Изумительные арабские надписи, изречения из Корана, узоры, дома с обратной перспективой. Я подумала, что этот дом я должна охранять, раз здесь жил художник».

Персональные выставки художницы проходили в Москве, Можайске, Ленинграде, Махачкале, Сочи, Самаре. Работы К.Ф. Власовой хранятся в Государственном Русском музее, Музее им. Л.Н. Толстого (Москва), Музее истории и реконструкции Москвы, в музеях Владимира, Махачкалы, Дербента, Самары, Воркуты, а также в частных коллекциях Англии, Франции, Голландии, Италии, Японии, США, Чехии, Словакии, Венесуэлы.

Клара Филипповна занималась общественной деятельностью в Московском союзе художников и Союзе художников РСФСР. Совершила зарубежные поездки во Францию, Чехословакию, Японию, Германию, Италию. Во Франции Клара Филипповна прожила более полугода, создавая натурные образы Нотр-Дама и парижских бульваров. Путешествия в Японию, продлившиеся более пяти месяцев по неоднократному приглашению японской стороны, позволили проникнуться японской культурой и природой и вдохновили на создание серии замечательных работ.














[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
И из каждого такого путешествия она привозила свои впечатления на холстах и бумаге. Много работала с художниками старшего поколения. Была инициатором и организатором выставки «Московские художники 20–30-х годов» в 1991-м в ЦДХ.

В 1986 году К.Ф. Власову наградили орденом «Знак Почета» и медалью «Ветеран труда», в 2012 году ей было присвоено звание «Заслуженный художник Республики Дагестан», а в 2016 году — почетное звание «Заслуженный художник РФ».

Клара Филипповна Власова в своих работах ставит целью «прислушаться к жизни, присмотреться». В ее творчестве нашлось место для разных жанров: портрет, натюрморт, пейзаж, станковая картина. «Я пережила войну и знаю, как мы каждый день ждали, когда же это безобразие кончится и когда же будет самая обыкновенная замечательная жизнь. Все равно каждый художник выразит свое «я», хочет он этого или нет. Да и каждый жизнь видит по-разному. Поэтому ставить целью самовыражение, как мне кажется, не обязательно, важно удивиться всему доброму, что есть на белом свете». Любовь к миру и ощущение его красоты — то, что К.Ф. Власова сделала главным девизом своей жизни и творчества. И этим счастьем художница делится с каждым, кто знакомится с ее произведениями.















[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.














[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
Click to order
Ваш заказ
Total: 
Ваше имя
Телефон
Ваш емейл
Payment method