Если взглянуть на биографию К.Ф. Власовой, то можно заметить один замечательный факт: эта художница — участник многочисленных выставок, человек, не мыслящий себя без постоянной работы над картинами, совершенствованием мастерства и души. Совсем еще маленькой девочкой она полюбила рисовать и могла за этим занятием проводить долгие часы. Ее родители Филипп Степанович и Софья Владимировна, заметив тягу к искусству, поддержали дочь и помогли ей выбрать профессию, которая определила всю дальнейшую жизнь.
Клара Филипповна родилась 28 января 1926 года в Москве и жила в коммунальной квартире на улице Горького, в доме рядом с Моссоветом. Из окон общей кухни были видны башни Кремля. Свои летние каникулы девочка проводила у деда по материнской линии в городе Горьком.
В десять лет она поступила в детскую изостудию при Центральном доме художественного воспитания детей им. А.С. Бубнова, которая размещалась в Госцентюзе [1] . Там [2] работали профессиональные художники, окончившие ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, Клара Власова училась у Евгении Емельяновны Рожковой [3] . В 1935 году ЦДХВД организовал Первый всероссийский конкурс детского рисунка, в 1937 году Клара Филипповна стала участницей этого конкурса и получила первую премию.
В 1939 году на Каляевской улице в доме № 32 для системного воспитания молодых художников открывается Московская средняя художественная школа [4] . Все лето юная художница готовилась к поступлению, и уже на этом этапе каждодневный труд стал крепким фундаментом для будущей творческой работы. Успешно сдав экзамены, она стала ученицей первого набора этой легендарной школы.
В первый набор школы поступили ребята из разных уголков нашей необъятной страны — это были талантливейшие дети, которые попали в школу по одному критерию — дарование, при этом не только не будучи ничьими протеже, но и зачастую не имея самых элементарных средств к существованию. Так, Клара Филипповна вспоминает своего друга Валю Пурыгина из небольшого села в Саратовской области: «Когда Валя пришел к нам в класс, он почему-то сел молча на пол и тут же стал рисовать. Мы сначала фыркнули, подумав о странном поведении деревенского мальчишки, но, когда посмотрели, как он рисует, в том числе справляется с объемом фигур, мы его зауважали. Вместе с тем у Вали действительно совсем не было денег, и он ходил весь год в одной одежде, стирая ее в бане, куда заходил мыться, и тут же еще мокрую одевал, высушивая на себе, даже возвращаясь домой в лютый мороз. Уже после окончания института у него диагностировали каверну легких — результат бедствования в детстве и юности». В первом выпуске вместе с Кларой Филипповной учились Альберт Папикян [5] , Виктор Иванов [6] , Гелий Коржев [7] , Петр Оссовский [8] , Сергей Ткачев [9] и другие.
Ее одноклассник Люциан Шитов вел дневник и оставил массу воспоминаний о своих друзьях в годы учебы, о том, как занимались и как ездили на этюды, давал профессиональные оценки своим юным коллегам и, конечно, не обошел стороной Клару Власову: «Скромная, крохотного росточка, она отличилась в прошлом году на втором по счету натюрморте. Быстро вместе с другими девочками — Натаповой и Колобаевой — выдвинулась в лидеры. С каждой постановкой совершенствуется. Техника у нее занятная — пишет разноцветными козявками-мазочками. Импрессионист, да и только!» В школе Клара получила прозвище от одноклассников — Тонко И Интересно По Цвету, так как каждый преподаватель, подходивший во время занятий к ее мольберту, произносил именно эту фразу.
Но эта счастливая жизнь, полная открытий и любви к искусству, чуть не была прервана 22 июня 1941 года — началась Великая Отечественная война. К.Ф. Власова рассказывает про этот день, как вместе с подругой они заняли призовые места на соревнованиях по фехтованию, а выйдя на улицу из ЦПКиО им. Горького, услышали объявление о начале войны, которое читал В.М. Молотов.
О том, что школа будет эвакуирована, детям объявил директор Николай Августович Карренберг [10] . Клара Филипповна уезжала в первой группе эвакуируемых.
«...Подогнали к школе троллейбус третьего маршрута, и он отвез нас на Казанский вокзал. Мы все считали, что едем в пионерлагерь, поэтому многие не взяли с собой теплые вещи, а только этюдники, краски и другие принадлежности для занятий» [11] .
Дети ехали несколько дней на поезде в неизвестное, директор школы прилагал все усилия для того, чтобы найти место для учеников. В Уфе и Стерлитамаке школу разместить не смогли, и пристанищем стало село Воскресенское, районный центр Башкирской АССР. Местные жители встретили детей хлебом с солью — село было русское, старообрядческое, и многие устои и традиции были сохранены. «Наскоро разместившись, мы сразу, до начала занятий в школе, начали помогать местному населению чем могли: чинили плотину для здешней фабрики, участвовали в сельхозработах, заготавливали на зиму дрова. Уже было ясно, что такая война скоро не закончится» [12] .
Учеба в эвакуации началась в конце осени 1941 года с большим трудом. Не было красок, холстов, бумаги, мольбертов и т. д. Часть педагогов ушли на фронт, и пришлось заново формировать состав учителей по общеобразовательным предметам [13] .
Детям хотелось домой, к родным, было тяжело — жили впроголодь, ходили в лаптях, онучах, меняли свои личные вещи на еду, дров не хватало, и спали в одежде. Но преподаватели всеми силами старались воодушевить своих учеников, рассказывая голодным полураздетым детям о том, как хорошо они будут жить после победы, что школа после войны обязательно станет лицеем наподобие Пушкинского, и все они будут ходить в красивой лицейской форме. Война шла, а учителя продолжали опираться на гуманистические традиции, воспитывать в своих учениках прекрасное, рассказывая о великих художниках.