Художники
Если взглянуть на биографию К.Ф. Власовой, то можно заметить один замечательный факт: эта художница — участник многочисленных выставок, человек, не мыслящий себя без постоянной работы над картинами, совершенствованием мастерства и души. Совсем еще маленькой девочкой она полюбила рисовать и могла за этим занятием проводить долгие часы. Ее родители Филипп Степанович и Софья Владимировна, заметив тягу к искусству, поддержали дочь и помогли ей выбрать профессию, которая определила всю дальнейшую жизнь.

Клара Филипповна родилась 28 января 1926 года в Москве и жила в коммунальной квартире на улице Горького, в доме рядом с Моссоветом. Из окон общей кухни были видны башни Кремля. Свои летние каникулы девочка проводила у деда по материнской линии в городе Горьком.

В десять лет она поступила в детскую изостудию при Центральном доме художественного воспитания детей им. А.С. Бубнова, которая размещалась в Госцентюзе [1] . Там [2] работали профессиональные художники, окончившие ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, Клара Власова училась у Евгении Емельяновны Рожковой [3] . В 1935 году ЦДХВД организовал Первый всероссийский конкурс детского рисунка, в 1937 году Клара Филипповна стала участницей этого конкурса и получила первую премию.

В 1939 году на Каляевской улице в доме № 32 для системного воспитания молодых художников открывается Московская средняя художественная школа [4] . Все лето юная художница готовилась к поступлению, и уже на этом этапе каждодневный труд стал крепким фундаментом для будущей творческой работы. Успешно сдав экзамены, она стала ученицей первого набора этой легендарной школы.

В первый набор школы поступили ребята из разных уголков нашей необъятной страны — это были талантливейшие дети, которые попали в школу по одному критерию — дарование, при этом не только не будучи ничьими протеже, но и зачастую не имея самых элементарных средств к существованию. Так, Клара Филипповна вспоминает своего друга Валю Пурыгина из небольшого села в Саратовской области: «Когда Валя пришел к нам в класс, он почему-то сел молча на пол и тут же стал рисовать. Мы сначала фыркнули, подумав о странном поведении деревенского мальчишки, но, когда посмотрели, как он рисует, в том числе справляется с объемом фигур, мы его зауважали. Вместе с тем у Вали действительно совсем не было денег, и он ходил весь год в одной одежде, стирая ее в бане, куда заходил мыться, и тут же еще мокрую одевал, высушивая на себе, даже возвращаясь домой в лютый мороз. Уже после окончания института у него диагностировали каверну легких — результат бедствования в детстве и юности». В первом выпуске вместе с Кларой Филипповной учились Альберт Папикян [5] , Виктор Иванов [6] , Гелий Коржев [7] , Петр Оссовский [8] , Сергей Ткачев [9] и другие.

Ее одноклассник Люциан Шитов вел дневник и оставил массу воспоминаний о своих друзьях в годы учебы, о том, как занимались и как ездили на этюды, давал профессиональные оценки своим юным коллегам и, конечно, не обошел стороной Клару Власову: «Скромная, крохотного росточка, она отличилась в прошлом году на втором по счету натюрморте. Быстро вместе с другими девочками — Натаповой и Колобаевой — выдвинулась в лидеры. С каждой постановкой совершенствуется. Техника у нее занятная — пишет разноцветными козявками-мазочками. Импрессионист, да и только!» В школе Клара получила прозвище от одноклассников — Тонко И Интересно По Цвету, так как каждый преподаватель, подходивший во время занятий к ее мольберту, произносил именно эту фразу.

Но эта счастливая жизнь, полная открытий и любви к искусству, чуть не была прервана 22 июня 1941 года — началась Великая Отечественная война. К.Ф. Власова рассказывает про этот день, как вместе с подругой они заняли призовые места на соревнованиях по фехтованию, а выйдя на улицу из ЦПКиО им. Горького, услышали объявление о начале войны, которое читал В.М. Молотов.

О том, что школа будет эвакуирована, детям объявил директор Николай Августович Карренберг [10] . Клара Филипповна уезжала в первой группе эвакуируемых.
«...Подогнали к школе троллейбус третьего маршрута, и он отвез нас на Казанский вокзал. Мы все считали, что едем в пионерлагерь, поэтому многие не взяли с собой теплые вещи, а только этюдники, краски и другие принадлежности для занятий» [11] .

Дети ехали несколько дней на поезде в неизвестное, директор школы прилагал все усилия для того, чтобы найти место для учеников. В Уфе и Стерлитамаке школу разместить не смогли, и пристанищем стало село Воскресенское, районный центр Башкирской АССР. Местные жители встретили детей хлебом с солью — село было русское, старообрядческое, и многие устои и традиции были сохранены. «Наскоро разместившись, мы сразу, до начала занятий в школе, начали помогать местному населению чем могли: чинили плотину для здешней фабрики, участвовали в сельхозработах, заготавливали на зиму дрова. Уже было ясно, что такая война скоро не закончится» [12] .

Учеба в эвакуации началась в конце осени 1941 года с большим трудом. Не было красок, холстов, бумаги, мольбертов и т. д. Часть педагогов ушли на фронт, и пришлось заново формировать состав учителей по общеобразовательным предметам [13] .

Детям хотелось домой, к родным, было тяжело — жили впроголодь, ходили в лаптях, онучах, меняли свои личные вещи на еду, дров не хватало, и спали в одежде. Но преподаватели всеми силами старались воодушевить своих учеников, рассказывая голодным полураздетым детям о том, как хорошо они будут жить после победы, что школа после войны обязательно станет лицеем наподобие Пушкинского, и все они будут ходить в красивой лицейской форме. Война шла, а учителя продолжали опираться на гуманистические традиции, воспитывать в своих учениках прекрасное, рассказывая о великих художниках.














Власова Клара Филипповна (г.р. 1926)
Клара Филипповна тяжело заболела, и к ней приехала мама, которая сняла в деревне комнату и устроилась на работу в школьную столовую, чтобы быть рядом с дочкой.

В 1943 году школа вернулась в Москву. «Мы были так счастливы, что готовы были целовать тротуары Москвы» — и два старших класса без экзаменов приняли в Суриковский институт, это был единственный случай за все существование института: «...за военное время мы получили большой навык жизни среди жизни… Москвичи рисуют натюрморт, модель там обнаженную. Но настоящую жизнь многие тогда не знали». В МГХИ Клара Филипповна училась у педагогов Н.Х. Максимова, В.В. Фаворской, В.В. Почиталова. Институтом руководил Сергей Васильевич Герасимов, Клара Филипповна очень хотела попасть в его мастерскую. Когда пришло время распределения по мастерским, про нее забыли, и тогда девушка решила, что будет заниматься самостоятельно, так как все учащиеся были направлены на практику в музей. Однажды, когда она писала акварелью слепок со статуи Давида работы Микеланджело в ГМИИ им. А.С. Пушкина, педагог по живописи Н.Х. Максимов обратил на нее внимание С.В. Герасимова, и К.Ф. Власова была зачислена в его мастерскую.

Летом 1945 года состоялась выставка студенческих и дипломных работ, на которой была представлена картина К.Ф. Власовой «Симфонический оркестр». Критики отмечали эту работу как произведение сложившегося мастера.













[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
«На диплом мне утвердили тему, связанную с Волгой, — «Приезд комсомольцев на восстановление Сталинграда». К сожалению, работа эта утрачена — она осталась в собственности института, не знаю, какая судьба ее постигла. Но у меня до сих пор дома хранится открытка с репродукцией».

После окончания Суриковского института в 1950 году К.Ф. Власова была распределена с несколькими однокурсниками на восстановление ВДНХ, писать центральное панно в главном павильоне Таджикистана. Площадь панно составляла 18 квадратных метров. «У начальников таджикского павильона были разногласия, потому что на первом плане надо рисовать передовиков, а передовики все время меняются! И директор павильона требовал, чтобы у передовицы были полные ноги, а методист — чтоб худые. В конце концов нас послали в Таджикистан...» Эта поездка сыграла важную роль в творческой жизни художницы.














[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
Клара Филипповна много ездила по стране — в Сибирь, на Крайний Север, в Таджикистан, Киргизию, Узбекистан, Казахстан. В поездках она всегда хотела поближе узнать традиции и культуру местного населения, поэтому часто посещала горные селения, местные базары, ярмарки, участвовала в народных праздниках, изучала быт жителей республики. В картинах, созданных под влиянием этих поездок, появляется необычная декоративность, национальный колорит становится основой цветового решения. В это время она выбирает интимно-лирические темы для своих работ — материнство, детство, семейное счастье.

С 1952 года К.Ф. Власова регулярно участвовала в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1953 году К.Ф. Власову приняли в Союз художников СССР. В 1960 году Клара Филипповна стала членом Московского союза художников.

В 1950-е годы Клара Филипповна создает серию лирических работ: ее знаменитая «Наташка» (1952 г., к. м.) — портрет девочки, где в блеске глаз, в уголках улыбки пойман тот самый миг эмоций, который как нельзя лучше передает характер человека; «Весна» — освещенные первыми теплыми лучиками солнца две подруги-школьницы, усердно готовящиеся к урокам на фоне пробивающейся травы и тающего снега. Бульвар?

В 1968 году она начинает путешествовать по Дагестану. И жизнь связала ее с этой частью нашей страны навсегда, когда Клара Филипповна вышла замуж за художника Омара Ибрагимовича Ефимова. Она часто ездила в Дагестан, вдохновляясь живописностью и местным колоритом, плодотворно работала. В картинах, посвященных Дагестану, привлекают взгляд величественная красота спускающихся террасами горных селений, многоцветие, своеобразная архитектура и быт.













[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
Клара Филипповна влюбилась в этот край и приобрела старинный дом, который был построен в 1911 году в аварском селе Чох: «Когда я его увидела, я подумала, что буду здесь жить и работать. Мне интересен быт, и люди доброжелательные. Когда я вошла в этот дом, я обомлела. Он был расписан местным художником. Изумительные арабские надписи, изречения из Корана, узоры, дома с обратной перспективой. Я подумала, что этот дом я должна охранять, раз здесь жил художник».

Персональные выставки художницы проходили в Москве, Можайске, Ленинграде, Махачкале, Сочи, Самаре. Работы К.Ф. Власовой хранятся в Государственном Русском музее, Музее им. Л.Н. Толстого (Москва), Музее истории и реконструкции Москвы, в музеях Владимира, Махачкалы, Дербента, Самары, Воркуты, а также в частных коллекциях Англии, Франции, Голландии, Италии, Японии, США, Чехии, Словакии, Венесуэлы.

Клара Филипповна занималась общественной деятельностью в Московском союзе художников и Союзе художников РСФСР. Совершила зарубежные поездки во Францию, Чехословакию, Японию, Германию, Италию. Во Франции Клара Филипповна прожила более полугода, создавая натурные образы Нотр-Дама и парижских бульваров. Путешествия в Японию, продлившиеся более пяти месяцев по неоднократному приглашению японской стороны, позволили проникнуться японской культурой и природой и вдохновили на создание серии замечательных работ.














[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
И из каждого такого путешествия она привозила свои впечатления на холстах и бумаге. Много работала с художниками старшего поколения. Была инициатором и организатором выставки «Московские художники 20–30-х годов» в 1991-м в ЦДХ.

В 1986 году К.Ф. Власову наградили орденом «Знак Почета» и медалью «Ветеран труда», в 2012 году ей было присвоено звание «Заслуженный художник Республики Дагестан», а в 2016 году — почетное звание «Заслуженный художник РФ».

Клара Филипповна Власова в своих работах ставит целью «прислушаться к жизни, присмотреться». В ее творчестве нашлось место для разных жанров: портрет, натюрморт, пейзаж, станковая картина. «Я пережила войну и знаю, как мы каждый день ждали, когда же это безобразие кончится и когда же будет самая обыкновенная замечательная жизнь. Все равно каждый художник выразит свое «я», хочет он этого или нет. Да и каждый жизнь видит по-разному. Поэтому ставить целью самовыражение, как мне кажется, не обязательно, важно удивиться всему доброму, что есть на белом свете». Любовь к миру и ощущение его красоты — то, что К.Ф. Власова сделала главным девизом своей жизни и творчества. И этим счастьем художница делится с каждым, кто знакомится с ее произведениями.















[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.
[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.














[1] Директором ЦДХВД являлся бывший секретарь А.В. Луначарского Владимир Давидович Зельдович.

[2] Ныне ФГНУ ИХО РАО.

[3] Евгения Емельяновна Рожкова (1901–1988) — художница, ученица Р.Р. Фалька, автор ряда книг по методике преподавания рисунка и нескольких учебников по изобразительному искусству в школе, кандидат педагогических наук.

[4] Школа была открыта по инициативе Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Моора Д.С., Герасимова С.В., Бакшеева В.Н., Юона К.Ф., Соколова-Скаля П.П., народных артистов Барсовой В.В., Качалова В.И., Москвина И.М., героев СССР летчиков Громова М. М., Юмашева А.Б., исследователей Арктики Кренкеля Э. Т., Федорова Е.К., Ширшова П.П.

[5] Народный художник России.

[6] Народный художник СССР.

[7] Народный художник СССР.

[8] Народный художник СССР.

[9] Народный художник СССР.

[10] В 1940–1952 годах — директор МСХШ Николай Августович Карренберг (1908–1978), выпускник Ленинградской художественной академии.

[11] Михаил Васильевич Стасевич «Жизнь, посвященная и отданная школе». Статья с сайта МЦХШ.

[12] Там же.