Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Художники
Оставить заявку на работы художника
Русский художник, скульптор, анималист, представитель символизма. Родился в Москве 20 декабря 1883 (1 января 1884) в семье преподавателя гимназии. Учился на естественном отделении Московского университета (1902–1907), попутно посещая студии Н.А.Мартынова (с 1899) и К.Ф.Юона (1904–1906). Работал также в студии К.Ф.Капштейна в Берлине (1910). Скульптурой занимался самостоятельно (с 1909). В 1903–1913 путешествовал по Западной Европе; совершил поездки в Индию и на Цейлон. Испытал влияние древнеегипетской и древнеиндийской культуры. Выезжал на север России, Кавказ, Среднюю Азию, Дальний Восток, дважды (в 1927 и 1961) писал наброски в заповеднике Аскания-Нова.

Лучший анималист в русском искусстве 20 в. (имея в виду тех художников, что целиком посвятили себя этому жанру), проявил в своих произведениях по-своему мистическую убежденность в тайной мудрости природы, наглядно раскрывающейся в фауне. Тема «переселения душ», наделяющая его зверей почти человеческой характерностью, служит мифологическим фоном всего ватагинского творчества. Стиль мастера вполне может быть определен как символизм, включающий немало ориентальных мотивов, в особенности в раннем творчестве (Сидящий слон, крашеное дерево, 1915, частное собрание, Москва). Виртуозно работал в разных техниках и материалах, варьируя фактурные эффекты применительно к разным биологическим видам (Моржи, дерево, 1909; Тигр, бронза, 1925–1926; оба – в Третьяковской галерее, Москва; Кот-манул, керамика, 1957, Русский музей, Петербург). Едва ли не самыми любимыми его «героями» были обезьяны (Обезьяний шкаф, 1908–1909, частное собрание, Москва; две «головы орангов», 1927, Третьяковская галерея; все работы – дерево). Успешно выступал как график (альбом литографий Индия, 1922) и художник книги (цикл литографий к Маугли Р.Киплинга, 1926).

Наряду с литературными сочинениями о животных (текстами того же Киплинга, а также Л.Н.Толстого, Дж.Лондона, Э.Сетон-Томпсона) проиллюстрировал немало научных изданий. Из его «естественнонаучных» вещей (всю жизнь он ощущал себя как бы в пограничье между зоологией и искусством, что обеспечивало, впрочем, известную независимость) наиболее значительны картины, написанные в 1930–1950-х годах для Дарвиновского и Зоологического музеев; лучшие из них представляют собой вполне самоценные художественные панно в стиле модерн. Оформил входы в Московский зоопарк (1931–1932; не сохранились, разобраны при перестройке 1980-х годов). С 1919 много работал и как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и других институтах. В 1957 опубликовал учебно-очерковую книгу Изображение животного. Записки анималиста.
Умер Ватагин в Москве 31 мая 1969.
Василий Алексеевич Ватагин (1883/1884–1969)