Художники
Русский художник, скульптор, анималист, представитель символизма. Родился в Москве 20 декабря 1883 (1 января 1884) в семье преподавателя гимназии. Учился на естественном отделении Московского университета (1902–1907), попутно посещая студии Н.А.Мартынова (с 1899) и К.Ф.Юона (1904–1906). Работал также в студии К.Ф.Капштейна в Берлине (1910). Скульптурой занимался самостоятельно (с 1909). В 1903–1913 путешествовал по Западной Европе; совершил поездки в Индию и на Цейлон. Испытал влияние древнеегипетской и древнеиндийской культуры. Выезжал на север России, Кавказ, Среднюю Азию, Дальний Восток, дважды (в 1927 и 1961) писал наброски в заповеднике Аскания-Нова.

Лучший анималист в русском искусстве 20 в. (имея в виду тех художников, что целиком посвятили себя этому жанру), проявил в своих произведениях по-своему мистическую убежденность в тайной мудрости природы, наглядно раскрывающейся в фауне. Тема «переселения душ», наделяющая его зверей почти человеческой характерностью, служит мифологическим фоном всего ватагинского творчества. Стиль мастера вполне может быть определен как символизм, включающий немало ориентальных мотивов, в особенности в раннем творчестве (Сидящий слон, крашеное дерево, 1915, частное собрание, Москва). Виртуозно работал в разных техниках и материалах, варьируя фактурные эффекты применительно к разным биологическим видам (Моржи, дерево, 1909; Тигр, бронза, 1925–1926; оба – в Третьяковской галерее, Москва; Кот-манул, керамика, 1957, Русский музей, Петербург). Едва ли не самыми любимыми его «героями» были обезьяны (Обезьяний шкаф, 1908–1909, частное собрание, Москва; две «головы орангов», 1927, Третьяковская галерея; все работы – дерево). Успешно выступал как график (альбом литографий Индия, 1922) и художник книги (цикл литографий к Маугли Р.Киплинга, 1926).

Наряду с литературными сочинениями о животных (текстами того же Киплинга, а также Л.Н.Толстого, Дж.Лондона, Э.Сетон-Томпсона) проиллюстрировал немало научных изданий. Из его «естественнонаучных» вещей (всю жизнь он ощущал себя как бы в пограничье между зоологией и искусством, что обеспечивало, впрочем, известную независимость) наиболее значительны картины, написанные в 1930–1950-х годах для Дарвиновского и Зоологического музеев; лучшие из них представляют собой вполне самоценные художественные панно в стиле модерн. Оформил входы в Московский зоопарк (1931–1932; не сохранились, разобраны при перестройке 1980-х годов). С 1919 много работал и как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и других институтах. В 1957 опубликовал учебно-очерковую книгу Изображение животного. Записки анималиста.
Умер Ватагин в Москве 31 мая 1969.
Василий Алексеевич Ватагин (1883/1884–1969)