Художники
Скульптор, родился в 1901 году в Болгарии в семье земледельца. С детсва у него было влечение к изобразительному искусству и после окончания гимназии в городе Велико Тырново он поступил в художественную академию в столице Софии на скульптурный факультет.

Это были первые годы после Октябрьской революции и почти вся молодеж Европы была под влиянием ее идей.
Валев вступил в Социалистическую партию и вместе с творческой молодежью мечтал о новой жизни в его стране. В 1923 году в Болгарии произошел государственный переворот и к власти пришло фашистское правительство. Социалистическая партия готовит восстание и Валев принимает активное участие. Сентябрьское восстание было подавленно. Валев брошен в тюрму, где находился почти год и после жестоких побоев был выброшен на улице полуживым. Молодой организм выдержал, он вернулсся к жизни, но к тому времени он был исключен из художественной академии.

Руководство партии принимает решение о его эммиграции и в 1924 году Валев через Турцию прибывает в Одессу где до 1926 года он работает на кинофабрике художником. В это же време ему разрешают поступить на второй курс ВХУТЕина в Москве. В время учебы на него сильное влияние оказывает конструктивизм. В 1929 г. он вступает в скульптурную секцию АХРа. В 1931 году он является одним из участников и организаторов аллеи ударников в парке културы им. Горького и представляет бюст английского инженера Монгера, которы работал на заводе „Серп и молот" в Москве. В эти годы с группой молодых художников он посещает заводы Керчи и Донбасса, где делает этюды и зарисовки ударников труда. В 1931 году портрет стахановца Г. Резникова, созданный на Макеевском металлургическом заводе, был приобретен Третьяковской галлереей. Тема рабочих металлургов увлекает его и он создает скульптуры: „Прокатчик", „Метал готов", „Сталевары" и др. Участвует в выставке „Индустрия социализмма". Интересует его и монументальный жанр, он делает проект памятнику известному полярнику Фр. Нансену. В 1936 году создает памятник Ленину в городе Шатура, которы находится там и сейчас. Особенно увлекает Валева спортивная тематика: „Баскетболистка" долгие годы стояла в парке культуры, „Теннисистка", „На старте" и др.

В 1939 год чувствуется приближение войны и Валев обращается к военной тематике. 1941 год, уже в первые дни войны, скульптор создает бюст погибшего летчика Сафонова. В ноябре месяце начинается эвакуация. Валев не был военнообязаным и с группой художников с семьями выезжают в Киргизию. Но уже в 1942 году пришел вызов на возвращение в Москву. По приезде Валентин Валев начал работать в холодной мастерской над портретами героев-панфиловцев: Шимякина, Добробабина, Ананьева. В 1943 году на всесоюзной художественной выставке „Героический фронт и тыл" была преставлена его работа „Партизанка". Все последующие военные и послевоенные годы Валев участвувал во всех всесоюзных выставках.

Им созданны скульптурные композиции: „К партизанам", „Клятва партизан", „Боевое знамя", „На переправе", „Конец битвы". Особенно известно его произведение двухфигурная композиция „Юнные патриоты", приобретенная Третьяковской галлереей.

Более 50 произведении созданы Валевым Валентином Цаневичем за годы его жизни. Многие из них тиражировались и находятся во многих городах и музеях бывшего СССР. Кроме творческой деятельности он активно участвовал в общественной жизни Союза художников. Долгие годы был членом правления МОСХа, председателям ревизионной комиссии художественного фонда. Валентин Валев внезапно скончался 8-го марта 1951 года не дожив своего 50-летия. Огромным было его желание вернуться в Болгарии, но и оно не смогло осуществиться.

Валентин Цаневич с 1936 по 1951 г. проживал на Масловке, точнее на Петровско-Разумовской аллее в доме №4 (деревянный дом ныне снесен). Его скульптурная мастерская находилась на Верхней Масловке в доме №15 (теперь дом №9).
Валев Валентин Цаневич (1901-1951)