Художники
Родился в Киеве на Подоле. В 1923 году Л. 3. Танклевский поступил в Киевскую школу искусств, где рисунок и живопись вел профессор Федор Григорьевич Кричевский. Способный юноша был замечен Кричевским, и он принял молодого художника без экзаменов к себе в Киевский художественный институт, где Танклевский проучился четыре года.

Вспоминая об этом периоде, художник рассказывает: «Родители мои считали, что я выбрал для себя не лучшую профессию, и я вынужден был уехать в Москву. Шел 1926 год. В то время в Москве была безработица. С трудом я устроился чернорабочим на стройке, а чтобы не забыть искусство, поступил на курсы АХРР, где преподавали живопись П. П. Соколов-Скаля, И. И. Машков, Б. В. Иогансон и другие. Но студию АХРР закрыли, а учащихся перевели в Училище памяти 1905 года. Я попал на 5-й курс и в 1930 году окончил училище».

В 1928 году, еще студентом курсов Танклевский побывал в местечке Макопсе на Черноморском побережье Кавказа. От этой поездки сохранились две картины «Красная сосна» и «Дорога в Сочи».
После окончания училища в 1930 году Танклевский вместе с бригадой артистов Театра им. Мейерхольда был послан в колхозы Соль-Илецкого района. Здесь ему приходилось создавать кружки изосамодеятельности. Отсутствие красок не смущало, глина, мел, сажа — все шло в дело, все годилось.

Вернувшись из этой поездки, Танклевский вместе со своим другом Иваном Максимовым устроился на работу макетчиком в Московский коммунальный музей который размещался тогда в Сухаревой башне. Макеты понравились, и двух друзей пригласили в макетную мастерскую «Всекохудожника». Танклевского приняли в члены кооператива.

Вскоре он получил командировку от «Всекохудожника» на Север, где пробыл пять месяцев. Белое, Баренцево, Карское моря, остров Вайгач, мыс Канин Нос, Новая Земля оставили неизгладимое впечатление. Художник привез массу этю¬дов, которые показал на молодежной выставке.

К этому времени Танклевский стал получать заказы во «Всекохудожнике» и регулярно участвовать во всех выставках. На Урале, в районе Нижнего Тагила Леонид Захарович написал картину «Высокогорский железный рудник», портреты забойщиков, машинистов и рабочих рудника. Эти работы экспонировались на выставке «Индустрия социализма».

В 1937 году Танклевского принимают в Союз советских художников. Тогда же Б. В. Иогансон предлагает ему и В. В. Крайневу совместную работу над панорамой «Штурм Перекопа».

В 1938— 1939 годах Танклевский вновь работает вместе с Б. В. Иогансоном над панно «Праздник урожая» для Международной выставки в Нью-Йорке. Он пишет почти все натюрморты и две фигуры в композиции. «В бригаде Б. В. Иогансона, — вспоминает художник, — я получил настоящую школу. Работали мы с утра и до темноты. Писали этюды и натуру в мастерской, причем Борис Владимирович ставил натуру у самого холста, и нужно было писать до тех пор, пока не добьешься полной идентичности. Это помогало развивать зрительную память, ибо отходя от холста, чтобы разглядеть натуру, ты должен был запомнить увиденное, и затем, подходя снова, имел возможность убедиться, насколько был внимателен».

В предвоенные годы творческие поездки по Крыму, дружба с такими замечательными мастерами изобразительного искусства, как Г. К. Савицкий, В. В. Крайнев, П. П. Соколов-Скаля, Г. Н. Горелов, А. Е. Куликов, В. С. Сварог, негласное соревнование с ними благотворно действовали на формирование творчества молодого художника.

С началом Великой Отечественной войны Танклевский стал одним из организаторов «Окон ТАСС», он создает и возглавляет первую бригаду трафаретчиков. Каждую ночь во время воздушных тревог он дежурил на крышах домов, и там, где жил, и на Кузнецком мосту, где размещалась тогда редакция «Окон ТАСС». После дежурства приходилось сразу же приступать к работе. В течение дня нужно было сделать и отправить в расклейку по городу около 500—600 плакатов. Под непосредственным впечатлением от увиденного и пережитого появился плакат художника, изображающий на фоне пожарищ мать с убитым ребенком на руках.
В 1942 году Танклевский участвует в выставке «Великая Отечественная война» картиной «Клятва» и получает за нее I премию.

Немало фронтовых дорог исколесил художник с блокнотом и карандашом. Десятки набросков и рисунков бойцов и офицеров Советской Армии были сделаны в часы затишья. Многие рисунки сразу же отправлялись родным и близким.

Фронтовые впечатления привели к созданию еще одного значительного полотна—«Землянка».
К 1970-м годам была создана целая серия работ, названная художником «Хотят ли русские войны». Среди полотен серии выделяется картина «Родители». Это — двухъярусная композиция, изображающая крупную железнодорожную станцию, где встречаются два состава —санитарный, разгружающий раненых, и эшелон с отправляющимися на фронт бойцами. Над платформой, на переходном мостике стоят двое стариков. С грустью смотрят они на происходящее, олицетворяя собой родительскую любовь ко всем ушедшим воевать солдатам.

В 1949 году художник заканчивает прерванную войной работу над картиной «Смерть Пушкина». «Еще до войны я создал на эту тему тридцать пять эскизов, но к окончательному решению пришел лишь тогда, когда побывал в Ленинграде на Мойке, 12, в музее-квартире Александра Сергеевича. Увидел диван, его книги... Пушкин — мой вечный друг, его лирика, его мысли всегда со мной. Когда я писал его, я плакал...».

С удивительной нежностью художник относился к детям. Их портреты чрезвычайно пластичны и тонки по колориту, цветом, фактурой мазка передают характер ребят («Алик», «Портрет дочери», портреты суворовцев).

В 1949 году в жизни Леонида Захаровича произошло важное событие. По рекомендации В. Н. Бакшеева ему предложили организовать изостудию Центрального Дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ) и руководить ею. Вскоре студия превращается в один из лучших в стране изоколлективов. Первой она получила высокое звание «Народной студии». Педагогической деятельности художник отдал 25 лет своей жизни.
Танклевский Леонид Захарович (1906—1984)