Художники
Родился 28 июня 1924 г. в Екатеринославе (с 1926 г. - Днепропетровск). Умер 26 июня 1986 г. в Москве. Участник и инвалид Великой Отечественной войны. В 1945 г. поступил в МВХПУ (Московское высшее художественно-промышленное училище, б.Строгановское, факультет монументальной скульптуры), которое закончил в 1953 г. Учителя - Г.И. Мотовилов и С.Л. Рабинович. Член МОСХ СССР (с 1957 г.). С 1988 г. в Москве существует Государственный Музей Вадима Сидура (с 1995 г. - Московский государственный музей Вадима Сидура).

Работал в скульптуре, живописи, графике, литературе (поэзия и проза), кинематографии. Для раннего периода творчества (нач.-середина 50-х гг.) наиболее характерна выполненная в реалистической манере керамическая жанровая скульптура. Отдельно стоят выполненные в камне "Головы слепых", "Портрет скульптора Эрнста Неизвестного" и др. В конце 50-х гг., появляются "Самовоспроизводящаяся машина", цикл "Джаз", "Семья горшков" и др.

Размышления о судьбах человечества приводит В.Сидура к созданию собственной философии, одно из центральных мест в которой занимает художник - пророк, предупреждающий людей о возможных грядущих глобальных катастрофах. Одним из наиболее ярких воплощений этой философии в скульптуре стала серия "Гроб-Арт", которую В.Сидур считал началом нового направления в искусстве. Ей предшествовала созданная в то же время серия "Железные пророки".С ними перекликаются некоторые графические серии того же периода, в частности, "Мутации", "Олимпийские игры", "101" (первоначальное название - "101 гравюра на вечные темы"). В 1974 г. В.Сидур начинает работу над большим художественно-философским произведением "Памятник современному состоянию" (первая часть опубликована в журнале "Знамя"), жанр которого он сам определил как "миф".

В том же году подпольно снимает художественно-документальный фильм под тем же названием. В 70-80-е гг. он продолжает работу над ранее начатыми скульптурными сериями "Мужчина и женщина", "Материнство", создает новые серии "Неосалон", "Мой гарем", "Женское начало". С ними перекликаются очень нежные и эротичные графические и живописные работы из серий "Мужчина и женщина", "Сусанна и старцы", композиция "Райская жизнь в коридоре" и др. В 80-е гг., незадолго до смерти, В.Сидур создает несколько поэтических циклов, объединенных в сборник "Самая счастливая осень".

С конца 60-х гг. начинают появляться первые публикации о творчестве В.Сидура на Западе. Многочисленные персональные выставки, установленные скульптуры, публикации в средствах массовой информации приносят В.Сидуру прижизненную мировую известность. С началом перестройки, к нему пришла известность и на родине: Создан Музей Вадима Сидура, творческое наследие художника публично признано "национальным достоянием России".
Сидур Вадим Абрамович (1924-1986)