Художники
Родился в городе Вележе в семье богатого лесопромышленника. Рано начинает рисовать.
В 1912 году семья переезжает в Санкт-Петербург.
В 1913-1919 годах – учеба в 12-ой гимназии. В этот период Давид занимается живописью и рисунком, увлекается античной и ренессансной культурой.

Юность будущего художника пришлась на 1917 год, когда молодежь была подвержена патриотическому воодушевлению пламенных лет революции. Давид свято верит в общественное переустройство мира. В 1919 году он призывается на воинскую службу рядовым 37-й РККА.

После службы в Красной Армии, в 1923 году он покидает с родителями голодный Петроград и переезжает в Москву, которая поражает его воображение своей красотой. Он пропадает неделями в Кремлевских соборах, потрясенный русским ранним Возрождением.

В 1924 году поступает в высший Государственный художественный институт, на станковое отделение в мастерскую художника, иллюстратора, великого книжного графика В.Ф. Фаворского.
В мае 1924 года Давид вступает в брак с Ануфриевой Евдокией Михайловной, студенткой ВХУТЕМАСа. Красивый, стройный юноша с ослепительной улыбкой уже вошел в круг художественной богемы. Давид дружит с известными поэтами и художниками – Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников.

После рождения сына Вацлава в 1925 году семья Давида переезжает в общежитие на Мясницкой улице.
В 1928 году он переходит из Объединения Молодежи Ассоциации Художников Революции (ОМАХР) в Ассоциацию Художников Революции России, в секцию монументалистов. Давид становится членом общества станковистов.

Он участвует в 11-ой выставке АХРР, которая проходила в Москве в 1929 году.
Его картины уже в то время отличались самобытностью. Колорит его работ строится на сочетании немногих цветов. Художник, прекрасный рисовальщик, чужд цветистости и декоративности. Любит типаж. В пейзаже отдает предпочтение мягким, текучим формам, влажной атмосфере. Ставит всегда перед собой сложные задачи в искусстве. Мастер ищет форму воплощения, отвечающую его представлению святого равенства как счастливой гармонии духа.
Он в стороне от всех художественных столкновений, ему чужд язык, основанный по своим законам. Его кредо: индивидуальные стремления художника должны быть подчинены интересам народа.

1930 год – работа над эскизами фресок для клуба «Компрессор».
По его работам выпускается серия открыток на производственную тему «У станка», открытка с выполненным Давидом барельефом М. Горького.
1931 год – участие в Антиимпериалистической выставке, посвященной международному Красному Кресту.
1932 год – участник многих групповых выставок и мероприятий АХРРа.
1933-35 гг. расписывает с группой художников (С. Адливанкиным, Немовым, Церельсоном) павильоны ВВСХа, Дом Материнства.

20 мая 1933 года переезжает с семьей в первый кооперативный дом на Масловке.
По направлению Главискусства отправляется в многочисленные творческие командировки по Средней Азии: Алма-Ата, Турксиб, Казахстан, Киргизия, Караганда, во время которых много и плодотворно работает. Создает целую серию портретов рабочих – степенных и сосредоточенных, основательных и полных достоинства. Пишет жанровые картины на производственные темы, лишенные героики и натурализма. Одновременно преподает рисунок и основы монументальной живописи в ВХУТЕМАСе.

Молодой художник искренне стремился воплотить идею абсолютной правды победившего социализма, воплощал грандиозные имперские замыслы «идеального правителя».
Но шел 1936 год. Время, присвоившее себе право Страшного Суда, судило живых и мертвых, уличало, обвиняло, приговаривало к смерти и карало…

19 февраля на бюро секции монументальной живописи в МОСХе академиком Ф. Богородским ставится вопрос о проверке «творческого лица» Д.В. Мирласа. В 1938 году осужден на пять лет по сфабрикованному обвинению за пособничество возрождению царского режима. Этапирован в Сибирь в село Асино. Через два года – новая статья. И новый этап: Медвежьегорск, почтовое отделение, Ворож гора. Конец срока - 23 марта 1943 года. Его арестованная мастерская в доме №9 на Масловке была опечатана, имущество конфисковано, все произведения, находящиеся в мастерской, бесследно пропали и погибли. Давид узнает, что его исключили из членов МОСХа.
Жена во всем поддерживает мужа; если бы не постоянные посылки, смерть наступила бы сразу от истощения. Художник получал из дома и художественные материалы, которые ему были необходимы для работы: в ссылке он работает над оформлением спектаклей – «Предложение» А. Чехова и «Завтрак у предводителя» И. Тургенева. По собственным же эскизам были написаны декорации и выполнены костюмы.

2 января 1942 года на этапе при взрыве железнодорожного узла в городе Медвежьегорске Давид Викторович Мирлас погиб. Ему шел 41 год…

В 1956 году посмертно художник реабилитирован и восстановлен в МОСХе.

Личный фонд художника невелик. Из работ Давида Викторовича сохранились лишь растоптанные под ногами чекистов неликвидные вещи: живописные этюды, эскизы, рисунки и акварели – всего 37 работ. Монументальная живопись погибла. Не сохранились фрески, панно на ВВЦ и в Доме Материнства. Тем не менее, документы, рукописи, рисунки и печатные издания, входящие в состав фонда, дают достаточно полное представление о жизненном пути и творческих устремлениях художника.
Мирлас Давид Викторович (1900-1942)