Будущий художник родился в 1924 году в деревне Елизаветиной Малоархангельского района Орловской области и был третьим сыном в семье Ильи Петровича и Екатерины Никитичны Фомкиных. В 1929 году семья перебралась в Москву, где к этому времени уже жил и работал старший брат Ильи Петровича, Сергей.
Несмотря на то, что Саша Фомкин покинул родную деревню в пятилетнем возрасте, он позже признавался, что «…долго ещё потом поющих жаворонков во сне видел и слышал». Любовь к природе осталась в его сердце навсегда, и именно это привело мальчика к живописи. Школьные учителя поощряли занятия Александра, и после окончания семилетки в 1939 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу.
Учился вместе с В. Ивановым, Г. Коржевым, А. Сухановым, П. Оссовским и другими, составившими впоследствии знаменитый первый военный выпуск 1944 года.
Да, несмотря на войну и тяжелейшие испытания, Советская власть не отправила на фронт, сберегла своих талантливых художников, многие из которых спустя годы прославили свою родину замечательными живописными полотнами.
Между тем, два старших брата Александра Фомкина, Дмитрий (1918 года рождения) и Леонид (1922 года), будучи мобилизованными, пропали без вести: первый — в конце 1941 года, второй — летом 1942-ого. Александр Ильич помнил об этом всю жизнь («Я живу благодаря братьям и за братьев» — не раз говаривал он).
По окончании художественной школы, в том же году, по рекомендации знаменитого режиссёра С.Герасимова (помните его «Молодую гвардию» и «Тихий Дон»?), Фомкин был зачислен без экзаменов по специальности в Московский художественный институт.
Когда он учился на старших курсах, то дипломная работа Александра Ильича «И. Н. Крамской и В. В. Стасов в мастерской И. Е. Репина» привлекла внимание не только его товарищей, но и известных художников, преподававших в институте.
На молодого дипломанта, а потом и аспиранта обратили внимание знаменитые Константин Юон и Павел Корин. Работая над диссертацией, А. И. Фомкин начинает преподавательскую деятельность, которая становится делом всей его жизни (без малого — 47 лет).
В 1955 году Александр Ильич получает звание кандидата искусствоведения по классу живописи (темой диссертации было полотно «Отказ Чернышевского от исповеди»).
И тут молодой кандидат наук совершил шаг, который долго не могли понять и принять его коллеги: он, вместо «нужных обществу социальных картин» ушёл туда, куда стремилась всегда его душа — в «тихую область пейзажа, натюрморта и психологического портрета».
Александр Ильич, любя среднерусскую природу, многие годы со своими студентами приезжал на летнюю практику в Торопецкий район Тверской области и в город Гороховец (Владимирской области), в окрестностях которого помогал ученикам искать ту самую красоту, которой сам он восхищался в детстве.
А во время коротких отпусков регулярно, насколько позволяли обстоятельства, приезжал на родину, в деревню Елизаветину, где отдыхал душой и надолго набирался впечатлений для новых живописных работ (эскизов из родных мест в Москву он привозил множество).
Александр Ильич любил писать натюрморты с полевыми и лесными цветами, старался запечатлеть их естественную красоту. Его цветы дышат сладостью нектара, чистотой росы, чарующим ароматом.
Но поскольку художнику Фомкину был близок дух восторженного преклонения перед природой, то натюрморт в его искусстве оказывается естественно связанным с пейзажем, при написании которого он придавал большое значение малейшим деталям.
Александр Ильич преклонялся перед И.Шишкиным, находя в его творчестве примеры высокого мастерства. Но картины и самого художника Фомкина представляют собой высокое искусство, он был Мастером, исповедовавшим подлинный культ натуры. И если сейчас в нашем искусстве живописи продолжает сохраняться здоровое начало реализма, то в этом — немалая заслуга Александра Ильича Фомкина.
С 1953 года и до последних дней жизни он преподавал живопись в Московском художественном институте имени В.Сурикова, был постоянным участником всероссийских и зарубежных выставок. Картины А.Фомкина находятся во многих художественных музеях России и за рубежом (во Франции, в Германии, Италии, Англии).
Последняя большая выставка работ Александра Ильича была организована уже после его смерти — она торжественно открылась 3 октября 2005 года в музейно-выставочном комплексе Московского академического художественного лицея Российской Академии Художеств (на Крымском валу)