Художники
Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, родился 12 февраля 1888 года в Нижнем Новгороде. Начал заниматься рисованием у нижегородского художника-энтузиаста Карелина.
В 1906 году поступает в Казанскую художественную школу, находившуюся в ведении Академии художеств и бывшую тогда значительным центром подготовки молодых художников. Педагогическое значение казанской школы еще более выросло с приездом в 1908 году в качестве преподавателей талантливых художников П. П. Бенькова и Н. И. Фешина.

Получив диплом первой степени, дававшим право поступить в Академию художеств (точнее - Высшее художественное училище при Академии художеств) без экзаменов, был принят в 1912 году в Академию художеств. В общих классах Белянин занимался под руководством П. Я. Мясоедова и позднее В. В. Беляева. Решающим оказалось влияние Н. Н. Дубовского, в мастерскую которого Белянин перешел весною 1914 года. Позднее Николай Яковлевич вспоминал, что в мастерской Дубовского он, помимо этюдной работы, занимался композиционными задачами над тем, что отличало «этюд» от картины.

Первая мировая война и революция прервала художественное развитие. Только осенью 1921 года Белянин получил возможность вернуться в Академию. Вместо скончавшегося Н. Н. Дубовского мастерской руководит А. А. Рылов. В 1922 году Белянин сдает дипломную работу и кончает Академию. В 1923 году Белянин переезжает в Москву. Начиная с 8-й выставки АХРР, Н.Я. Белянин был постоянным участником художественных выставок.

Существенной основой творческого труда на протяжении 40— 50 лет являлись поездки на Урал, Северный Кавказ, реки Волгу, Оку, Чусовую, Вятку. Особенно большое место в творчестве художника занимало Подмосковье с его водохранилищами, речушками и многими живописнейшими селами и городками (Абрамцево, Свистуха, Быково. Марьин Посад и др.). В 1929 году художник писал этюды (и притом несколько большего, чем обычно, размера) на Северном Кавказе («Хоста», «Белые скалы»), причем, соответственно характеру места очень существенно менялся и его живописный язык (чеканный объем, повышенная цветность). Особенно плодотворным с точки зрения творчества художника был конец сороковых – пятидесятые годы XX века, когда были создана серия пейзажей, отражающих поэтическую красоту средней полосы России («Рожь» 1948; «Пришла весна» 1949; «Гонимы вешними лучами» 1955; «Светлый май» 1961 и многие другие). Всего же творческое наследие Н.Я. Белянина составляет более двухсот произведений, входящих в собрание Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, музея Революции СССР, музеев Калуги, Перми, Кирова, Якутска, Челябинска, Астрахани, Саратова и др., а также некоторых зарубежных коллекций. Кроме того, в очень большом числе работы Н.Я. Белянина имелись в санаториях, клубах, домах отдыха и т. п.

Большое внимание художник уделял преподаванию. До Великой Отечественной войны Н.Я. Белянин преподавал живопись в Московском художественном училище им. 1905 г. (ныне Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года). После Великой Отечественной войны в Московском Институте Прикладного и Декоративного Искусства, в последние годы жизни – в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова (быв. Строгановское).

Музеи: ГТГ, ГРМ, Музей Революции СССР, музеи и галереи городов: Калуга, Пермь, Киров, Якутск, Челябинск, Астрахань, Саратов.
Белянин Николай Яковлевич (1888-1962),