Художники
Родилась в Москве в семье управляющего Интернациональным Театром. Ее отец, Михаил Андреевич, незаконнорожденный сын князя Степана Долгорукова, воспитывался в княжеском доме и получил блестящее образование.

Когда девочке было 3 года, умерла ее мама. После смерти жены отец один воспитывает трех дочерей – Ольгу, Марию и Евдокию. Они жили в аристократическом дачном Петровском парке.
Отец много внимания уделял образованию и воспитанию своих девочек. Они прекрасно учились, занимались музыкой. Больше всего они любили рисовать и моделировать кукольную одежду.
Каждый выходной посещали музеи: изящных искусств Александра II, Румянцевский, Третьяковскую галерею, Оружейную палату.
1917 г., декабрь. Михаил Андреевич вместе со священником Востоковым и генералами А.А. Брусиловым и Нелидовым открыли общество укрепления в военной и народной среде православной христианской религии. Этого было уже достаточно, чтобы отца Евдокии приговорили к расстрелу. В январе 1918 г. приговор должны привести в исполнение. Двенадцатилетняя дочь закрывает отца собой и тем самым спасает ему жизнь. После этих событий Анофриевы меняют место жительства и скрываются на Малой Бронной, изменив фамилию на Ануфриевых. Жили бедно. Чтобы выжить и дать достойное образование девочкам, отец берется за любую работу.

1919 – 1922 гг. Евдокия поступает на рабфак искусств и получает начальное художественное образование. Она много экспериментирует в творчестве. Примером служит живопись М. Врубеля, «рисунок, покрытый особенными цветами», его четкость форм восхищают молодую художницу. Первый создатель русского модерна остается для нее навсегда самым дорогим учителем.

Сентябрь 1923г. Евдокия поступает в ВХУТЕМАс на отделение «дизайн тканей». Посещает занятия Поповой Л.И. Ее учителя – Куприн А., И.И. Машков, Н.М. Крымов, академик Н.Н. Соболев находят у нее яркий колористический дар и творческий темперамент.

В мае 1924 г. Евдокия выходит замуж за Давида Викторовича Мирлас. Евдокия переехала к Давиду в общежитие на Мясницкой. 10 мая 1925 г. в семье Мирлас рождается сын Вацлав.
В 1928 году Евдокия оканчивает ВХУТЕМАС. В этот же период художница много и плодотворно трудится на комбинате «Красная Роза», где она проработала рисовальщицей десять лет, участвует в первых выставках Ассоциации Художников России - «Бытовой Советский текстиль», «Искусство в массы».

В декабре 1931г. Евдокия Михайловна становится членом Российской Ассоциации Промышленных Художников (РАПХ).
20 мая 1933г. семья переезжает в дом для художников на Масловке.
10 мая 1933 года – 1-ая Московская выставка тканей.
30 мая 1933 года – победительница конкурса Ленинградская Выходная База Главлегхлоппром .
Жизнь круто изменилась после ареста мужа 28 марта 1938 г. Художница вынуждена перейти работать ткачихой. Ее снимают с участия в выставках. Но, не смотря ни на что, она поддерживает связь с мужем и надеется на его возвращение.

2 декабря 1939 г. вступает в МОСХ, в секцию декоративно-прикладного искусства.
В 1939 году при Наркомпросе проводится большая экспедиционная и исследовательская работа по изучению фондов тканей музеев СССР. По поручению А.Н. Косыгина с его визой художнице открыты фонды музеев Грузии, Прибалтики, Украины, Закарпатья, Поволжья. Кальки с уникальных тканей и традиционных вышивок, привезенные художницей из командировок, становятся предметом серьезного научного обобщения и изучения в лаборатории Наркомпроса. Материалы экспедиций пополняют Центральный ассортиментный кабинет при Министерстве легкой промышленности СССР.

Дизайнерские разработки тканей художницы получают награды в Нью-Йорке и Париже, но только после смерти Сталина и посмертной реабилитации мужа, приходят довоенные, опоздавшие на 20 лет денежные переводы и награды.

2 января 1942 года Евдокия Михайовна узнает о гибели мужа Давида Викторовича Мирласа.
Во время войны Евдокия продолжает вести творческую деятельность: в 1943 году принимает участие в выставках и мероприятиях МОСХа, а в послевоенный 1946 году – участница Всесоюзной выставки текстильного рисунка.

С января 1948 года Евдокия Михайловна заведует художественной мастерской на хлопчато-бумажной фабрике в городе Щелкове. Ей удается создать яркий, творческий коллектив. Художественный почерк щелковцев всегда узнаваем: изобретательность рисунка, изощренная техника, выдержанный колорит. Художественное чутье и вкус никогда не изменяет им.
Раз в неделю в мастерской проводится учебный день: рисуют гипсы, натуру, пишут натюрморты. Художники ездят в творческие командировки; мастерская в курсе всех новаций дизайна тканей. Созданные ими работы всегда в тенденциях времени.

1954 год – художнице присвоено звание художника 1-ой категории.
1961 год – за разработку высококачественных рисунков Е.М. Ануфриева награждается значком «Отличник соцсоревнования РСФСР».

Большим толчком к творчеству становятся события 12 апреля 1962 год – первый советский человек в космосе. Художница создает серию эскизов платков: строгая спиральная композиция, яркий колорит в контрастирующем сочетании тонов – розового с голубым, брусничного с оранжевым, зеленого с красным – создают запредельность, астральность, полетность.
Евдокия Михайловна стояла у истоков советского текстиля, являясь автором сотен рисунков к муслинам, креп-марокенам, креп-сатинам, фланели, ситцам самого высокого качества.
Ее работу оценивают как огромный вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
В феврале 1964 года шестидесятилетняя художница по болезни оставляет работу на фабрике.
В мае 1966 года на выставке в Государственном литературном музее знатоки и любители по достоинству оценили высокое искусство орнамента, представленных Е.М. Ануфриевой эскизов платков.

Искусство художницы – это рассказ об умении радоваться, о силе человеческого духа перед лицом репрессий, войны, голода, бесчинств и глумлений. Через все годы художница сохранила верность искусству, которое любила больше жизни.

Работы мастера находятся у наследников и частных коллекционеров.
Ануфриева Евдокия Михайловна (1904-1981)